• Telephone: 78 148 82 82 Fax: 78 148 80 05
  • info@dgp.uz
  • 27 Nukus str., Yakkasaray district, Tashkent, 100100

Массификация высшего образования в Узбекистане

 

Про низкий уровень охвата высшим образованием писалось неоднократно. В этой статье мы хотели бы сравнить показатели доступа к высшему образованию в Узбекистане и зарубежных странах, в первую очередь, соседних и постсоветских.

В Средней Азии по количеству вузов у Узбекистана второй показатель, после Казахстана, а среди постсоветских стран – после России, Украины и того же Казахстана – четвёртый.

Однако важно учитывать такой фактор, как численность населения страны. Таким образом, в Узбекистане самый низкий показатель количества вузов на душу населения среди стран постсоветского пространства. Даже если в республике открыть в 2 раза больше вузов, показатели улучшатся только по сравнению с Таджикистаном и Туркменистаном. Чтобы выйти на уровень Казахстана необходимо открыть в 3 раза больше вузов, чем сейчас, т.е. дополнительно еще 144 вуза.

 


Однако, необходимо отметить, что нет установленного «правильного» количества университетов на душу населения. В каждой стране этот показатель может сильно варьироваться, и каждая страна выбирает разные пути для обеспечения оптимального соотношения. Наиболее распространенной практикой является политика «открытых дверей», когда открывается множество частных вузов. Например, в Казахстане после обретения независимости было 55 вузов, а к 2004 году их количество выросло до 181. В России самый пиковый показатель был отмечен в 2008 году, когда функционировало 1134 вуза (против 519 вузов в 1991 году). Однако и в Казахстане, и в России число вузов в последние годы сокращается – на сегодняшний их количество составляет 122 и 766 учебных заведений соответственно. Это связано с тем, что государства серьёзно занялись проверкой деятельности вузов на предмет соответствия требованиям законодательства. Такая же ситуация наблюдается и в Беларуси.

 

Конечно, количество – не самый главный показатель. Однако, как бы парадоксально это не звучало, но такой низкий уровень охвата высшим образованием в Узбекистане привёл к снижению качества образования и сделал самым главным его приоритетом – получение диплома. Кроме того, появились множество серых способов поступления в вузы, в результате чего многие получали дипломы незаслуженно. Стоит также отметить, что предоставление льгот лицам, 

прошедшим военную службу, также негативно отразилось на качестве приема студентов и снизило возможности получения образования для девушек. Другими словами, сработала экономика дефицита, при которой в первую очередь страдает качество продукта.

По страновому рейтингу США имеет самый высокий показатель по уровню развития высшего образования. Среди постсоветских стран наибольшее развитие высшее образование получило в Российской Федерации. В этом году Казахстан улучшил свои показатели, поднявшись на 37-ю позицию из 40-го места.

В этом году первый вуз из постсоветских стран попал в первую сотню рейтинга QS-University Ranking. Им стал Московский государственный университет им. Ломоносова, который находится на 90 месте, при этом Казахский национальный университет им. Ал-Фараби расположился на 220 месте. В рейтинге также присутствуют другие вузы России, Казахстана и других постсоветских стран. Однако в нём нет ни одного вуза из Узбекистана, что также говорит о недостаточном качестве отечественного образования.

 

Низкий охват вынуждает молодое поколение страны искать возможности обучения за границей. На сегодняшний день, согласно данным ЮНЕСКО, из Узбекистана в зарубежные страны в целях получения высшего образования уехало 24 тыс. студентов . При этом количество обучающихся в Узбекистане иностранных студентов составляет 762, что в 31,5 раза меньше выезжающих. Таким образом, можно сделать вывод, что Узбекистан является одной из самых непривлекательных стран для иностранных студентов в Средней Азии (наравне с Туркменистаном).

Правительство Казахстана стимулирует получение высшего образования за рубежом несмотря на большое количество вузов в стране. В связи с этим доля людей с высшим образованием в этой стране динамично растет. Государство стимулирует международную студенческую мобильность своих граждан путем предоставления стипендий на обучение в престижных университетах мира, которые занимают высокие позиции в мировых рейтингах, с целью обеспечения высококвалифицированными специалистами приоритетных отраслей экономики.

Кыргызстан из-за большого количества частных международных вузов привлекает студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В стране обучаются студенты из Казахстана (4 535 чел.), Индии (1 709 чел.), России (1 302 чел.), Таджикистана (1 254 чел.) и Узбекистана (1 142 чел.).

 

Существуют три формы высшего образования:

Элитарная – уровень охвата высшим образованием очень низкий;

Массовая – высшее образование доступно для широких слоев населения;

Всеобщая – преимущественная часть или даже все население имеет высшее образование.

 

На сегодняшний день по всему миру в сфере высшего образования наблюдается феномен массификации, когда количество студентов в университетах растет большими темпами, а образование охватывает широкие слои населения. В более развитых странах массификация уже достигла своих пределов (в Южной Кореи 98% взрослого населения имеет высшее образование). Причиной массификации является рост числа рабочих мест, требующих более высокой квалификации и, соответственно, более глубокой и длительной подготовки. Кроме того, сегодня больших экономических успехов добиваются те страны, которые строят экономику, основанной на знаниях путем инвестирования в образования.

 

В Турции в 2000-х годах наблюдалась аналогичная ситуация, что и в Узбекистане – количество университетов и учебных мест не соответствовало уровню спроса. Из 1,4 млн. абитуриентов, сдавших единый государственный вступительный экзамен, только около 400 тыс. поступили в университеты. Через год те, кто не смог поступить, опять сдавали экзамены, что еще больше увеличило давление на вузы. При этом в 2003 году количество действующих университетов не превышало 80 единиц. Орган, регулирующий высшее образование в Турции, Совет по высшему образованию, пытался удовлетворять спрос путем увеличения учебных мест, открытия вечерних курсов и открытого образования. Однако спрос оставался по-прежнему высоким, и в 2006 году правительство решилось на строительство 16 университетов в менее развитых регионах страны. Несмотря на возражения Совета по высшему образованию касательно неготовности инфраструктуры к такому резкому увеличению, правительство продолжило запуск новых университетов. Так, в течение 2007-2008 гг. в 26 провинциях, где количество вузов было низким, открылись новые государственные университеты. Наряду с этим, открылось множество частных вузов и на начало 2016/2017 учебного года  количество частных вузов составило 65 (против 112 государственных). Согласно законодательству Турции университеты не могут вести коммерческую деятельность. Поэтому все частные вузы имеют статус «foundation» (некоммерческие). Несмотря на быстрый рост, в стране по-прежнему наблюдается неудовлетворенный спрос на высшее образование, а правительство поддерживает открытия новых вузов.

 

Основные инструменты массификации:

  • Расширение учебных мест в существующих вузах;
  • Открытие новых вузов;
  • Дистанционное образование в традиционных вузах;
  • Организация «Открытых университетов».

 

Выгоды для Узбекистана от массификации:

  • Подготовка большего числа специалистов для разных отраслей экономики в виду острого дефицита квалифицированных кадров;
  • Удовлетворение огромного растущего спроса на высшее образование;
  • Снижение напряжения на рынке неквалифицированного труда;
  • Рост количества новых предприятий благодаря большему количеству людей с высшим образованием;
  • Воспитание самостоятельно мыслящего слоя молодого населения. Именно в университетском возрасте заканчивается формирование личности и отсутствие формального образования в этот период может привести к принятию инородных идей;
  • Рост количества учебных мест и качества образования сделает Узбекистан более привлекательным для иностранных студентов.

 

Осознав важность высшего образования, все страны мира начали активно вкладываться в эту сферу. Однако переход от элитарного высшего образования к массовому нередко сопровождался разного рода проблемами. Несмотря на возможные риски Узбекистану необходимо ускоренное расширение доступа к высшему образованию для достижения целей, поставленных правительством республики. Поэтому требуется форсированная, но продуманная массификация.

 

 

Одним словом, без качественных изменений в системе высшего образования увеличение количества учебных мест может привести к негативным последствиям. Однако это не означает, что с массификацией высшего образования не стоит торопиться. Важно понимать, что без высшего образования все структурные изменения в экономике невозможны. Поэтому необходимо в разы увеличивать охват высшим образованием, но учитывать вышеперечисленные риски и принимать соответствующие превентивные меры.