Кто такой финансовый анализ, с чем его едят и для чего он нужен? Сын маминой подруги нанял крутого финансиста. А вот выпускник вуза говорит, что умеет считать NPV.
Что делать? Брать ли финансового аналитика? Как с ним работать? Чем кормить? Это и многое другое будет освещено в серии статей под общим заголовком «Финансовый анализ. Пособие для руководителей».
Упростим задачу. Финансовый анализ отвечает на два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» (шутка). На самом деле вопроса три: «Что происходит?», «Почему это происходит?» и «Как изменится происходящее, если что-то предпринять (или не предпринимать)?». Оговорим заранее: в рамках этой серии статей «финансовым анализом» мы называем анализ деятельности предприятия на основе данных управленческого учета. И если вы заинтересовались заголовком, думая, что тут про Уолл-Стрит, — это не так.
Итак, с вопросами разобрались. Теперь дело за малым: кто делает финансовый анализ и как его (финансовый анализ) использовать.
Финансовый аналитик
Человек (возможно, отдельный сотрудник, возможно, дополнительная нагрузка на существующего сотрудника. Возможно, вы сами), который способен объяснить происходящие процессы с точки зрения денег. Это не бухгалтер, хотя разбирается в бухгалтерии, и может совмещать эти две роли.
Чаще всего имеет финансовое, экономическое или бухгалтерское образование. Либо сертификат. Иногда много сертификатов. Годный финансовый аналитик будет разбираться в сути бизнеса почти так же, как и руководитель или владелец. Он разговаривает на более понятном для вас языке, чем технолог, бухгалтер или маркетолог. Это некий консильери, которому вы, как руководитель, доверяете самое сокровенное – деньги (!). Квалифицированных специалистов у нас почти не готовят: их надо либо взращивать, либо переманивать, либо искать среди тех, кто учился за «бугром».
NB!!! Финансовый аналитик хорошо… нет! ПО-НАСТОЯЩЕМУ хорошо использует MS Excel. Есть тысячи людей, которые знают Excel вдоль и поперек, но финансист, используя всего 5-6 функций, сможет делать всё, что вам нужно. Возникает закономерный вопрос: нужен ли вам финаналитик? Если этот вопрос останется актуальным после прочтения статей, значит, не нужен.
Виды и методы анализа
Условно можно разделить финансовый анализ:
– по хронологии на: перспективный и ретроспективный
– по уровню детализации на: экспресс-анализ или детальный
По методологии различают:
- Горизонтальный анализ
- Вертикальный анализ
- Анализ коэффициентов
- Анализ чувствительности
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Горизонтальный анализ дает анализ показателей в динамике. Это означает: мы рассматриваем изменение с течением времени. Основными инструментами являются анализ отклонений и оценка проектов.
Пример горизонтального анализа
Вертикальный анализ позволяет нам подумать над структурными компонентами. Возможно, не самый интересный для руководителя вид анализа, но он является хорошей лакмусовой бумагой. И если что-то идет не так, то вертикальный анализ вам об этом сообщит. К тому же, это хороший инструмент для долгосрочного экспресс-планирования.
Пример вертикального анализа
Анализ коэффициентов строится на синтезированных показателях, в большинстве своем на отношении одного показателя к другому. Например, ROI, маржинальность, коэффициент ликвидности, маржа безопасности, леверидж и т.д.
Пример анализа коэффициентов
Анализ чувствительности предполагает многофакторный анализ с симулированием различных сценариев. Этот вид анализа доступен финансистам, освоившим построение финансовых моделей. Финансовая модель – это такой инструмент, в котором отражены все процессы в денежном эквиваленте. И, подменяя вводные данные той модели, мы можем видеть результат изменения ключевых показателей (прибыль, деньги, коэффициенты). Играет важную роль в оценке рисков.
На этом пока всё.
До новых встреч!